Заира Магомедова,
Халимат Саидудинова
инсталляция
«БахIарчи» (аварск.– храбрец, герой, смельчак, удалец.)
Художницы собрали различные житейские истории из жизней их родственников и знакомых, которые объединяет неожиданное и, возможно, не свойственное проявление смелости, храбрости, щедрости, решительность жеста, а иногда и некоторая комичность героя, находящегося в состоянии опьянения. Ни в коей мере не призывая и не поддерживая распитие спиртных напитков, художницы, сами воздерживающиеся от их употребления, лишь говорят о том, что демонизация алкоголя излишня.

Заира и Халима не в первый раз в своих работах обращаются к миниатюре из книги «Бабур-наме» – воспоминаний основателя империи Великих Моголов Бабура. Император в своих мемуарах предстает как скромный
и простой в быту человек и, имея возможность цензурировать результат, допускает изображение себя в дурном свете.

Благодаря выбранному стилю живописи, декоративности изображения, яркости колорита собранные художницами рассказы людей приобретают иное поэтическое восприятие: это уже не конкретные истории, а иллюстрации к семейным преданиям.

«Это серия работ на тканях, изображающие реальные истории из жизни наших семей, родственников и знакомых, достойные быть описанными
в стихах. Мы такие, как и все, и нам присущи человеческие слабости.
В умеренном количестве вино разглаживает глубокие суровые морщины горца. Горец осмеливается сказать ласковые слова жене и детям, помочь
в “женских” делах. Поет песни, слагает стихи, танцует и совершает подвиги»

«Щедрая»
Был у дедушки друг из другого села. Он всегда приезжал в гости пьяным
и обещал горы подарков — я тебе то привезу, это привезу. Самые разные подарки обещал. И ни разу ничего не привёз, кроме белой железной Волги для одного из детей. Заводилась она как часы (длиною с ладонь).

«Свадебная»
Мои мама, тётя и сестра поехали на рынок в Хасавюрт на междугородней маршрутке чтобы купить свадебное платье для сестры. Легковая машина выехала на встречную и врезалась в маршрутку. Все смогли выйти, кроме моих родных и водителя — их зажало креслами. Все отбежали на безопасное расстояние. Пьяный мужчина, сидевший позади них, тоже вышел, но вернулся в горящую машину и всем помог выбраться. Благодаря его пьяному бесстрашию жива моя семья, потому что вскоре маршрутка взлетела в воздух от взрыва.

«Мистическая»
Дядя Магомед, когда ему было четыре года, побежал за мамой от бабушки, но её не догнал. Мама подумала, что бабушка оставила его у себя.
А бабушка решила, что он догнал маму. В итоге ребенок остался ночью один и забрёл на «чёртов валун». Он замёрз и плакал. Была осень. Мимо проходил выпивший молодой летчик, который приходился дядей ребёнку. Он испугался, услышав плач с валуна. Но подумал, что даже если это шайтан, то он же плачет и надо помочь. И он пошёл выручать шайтана,
а нашёл ребёнка. Бабушка открыла дверь, а на пороге он с племянником на плечах. Через мгновение рухнул ей в ноги от усталости — идти в гору было далеко.

«Консервная»

Каждый раз приносил пустые баллоны всех размеров на продажу втайне от жены. Заходил в дом к соседям прямо в сапогах, замечание ему не делали из уважения. Иногда в баллонах был компот.

«Невероятная»

Выпив в семь утра, снял с петель железные ворота и положил на землю. Люди проснулись, а ворот нет.

«Аэродинамическая»
Залез по лестнице на крышу одноэтажного дома и прыгал на дворовую плитку. Встал, отряхнулся и пошёл дальше пить.

«Знахарская»

Пьяным, каждый раз окликал Лидию и говорил: «Лидок — червячок». Много пил. Жена и соседка хотели помочь. Порекомендовали сделать настойку из летучих мышей и настойку из мокриц. Женщины все собрали
и приготовили настойки, не помогло.

«Арифметическая»
Пьяным возвращался ночью домой и требовал разбудить детей, чтобы пересчитать их.