«Хамрийят о Дербенте:
древность и технологичность»
Хамрийят (с араб. «винная поэзия») — поэтический жанр, посвящённый воспеванию вина в литературе Ближнего и Среднего Востока. Традиционная винная образность могла восприниматься по‑разному — и в прямом смысле как употребление вина друзьями в весёлой компании, и в переносном — мистическом и иносказательном. Сочинить свой хамрийят об одном из древнейших городов России мы пригласили современных художников, открыв для них
технологичное пространство завода «Дербент Вино».

Расположение винодельни рядом с дербентской крепостной стеной VI века подчёркивает контраст современности и глубокой древности и создаёт вдохновляющий контекст для создания искусства. Точкой отсчёта и началом пути станет уличное пространство завода у Северной крепостной стены, где расположены арт-объекты Ника Белова, вдохновлённые архитектурными формами крепостной стены и соседствующего с ним современного винного производства.

Далее маршрут исследования продолжится внутри завода, на первом этаже которого зритель увидит и услышит работы, созданные художниками из разных городов России на основе полевых исследованиях в рамках прохождения резиденции «Сильно» в Дербенте. Произведения художников обращаются к культуре Дагестана, а также к винодельческому производству и виноделию, обладающему многовековой историей существования в этом регионе. Со световой средой винного и ликёрного цеха, а также цеха шампанизации работал художник Максим Силенков. В завершении маршрута на верхнем этаже завода зрителей встречает медитативная инсталляция Анны Кабировой, посвящённая традиции виноделия как способа коммуникации между поколениями. Пять видов вина раскрывают свою ароматику, экспонируясь в керамических сосудах, созданных ремесленником из Южного Дагестана и повторяющих форму сосуда из одного из музеев Касумкента. Все работы художников предлагают нестандартный опыт восприятия искусства и пространства, в котором словно орнамент вплетены друг в друга древние традиции и новые технологии.